За окном уже весна, так что мы спешим к вам с отчетом о зимней эксплуатации Nissan X-Trail. Напоминаем, что в конце осени мы взяли этот замечательный кроссовер на долгий тест, чтобы детально разобраться во всех его прелестях.
Зима в этом году не была слишком суровой к водителям, но нам удалось собрать основные впечатления о том, как Nissan X-Trail ведет себя в холодное время года. Нюансы есть, и они довольно интересные.
Прежде всего, перед водителем Nissan X-Trail вообще не стоит вопрос, греть мотор зимой или нет. Ведь, как мы писали ранее, когда подробно разбирали технику X-Trail, этот кроссовер можно считать электрокаром, который сам себя заряжает. Его двигатель не принимает непосредственного участия во вращении колес, а используется исключительно в качестве генератора, то есть в относительно «щадящем» режиме.
То есть, когда нажимаешь кнопку старта, двигатель здесь не запускается. И ждать, пока он это сделает, не надо — можно сразу трогаться с места на электротяге.
А ведь тепло, выделяемое работающим мотором, используется также для прогрева салона. Похоже, Nissan X-Trail это прекрасно понимает, поэтому вскоре после того, как мы трогались с места в мороз, двигатель тоже стартовал. Впрочем, у нас сложилось стойкое впечатление, что в помощь к стандартной схеме «теплоснабжения» салона этот кроссовер имеет довольно эффективную систему электрического подогрева воздуха. Иначе как объяснить тот факт, что при -5 за бортом мы не успевали проехать и двух километров, а из воздуховодов в салон уже начинало поступать тепло? То есть, вы поняли: со скоростью прогрева салона зимой нет никаких вопросов. И не только у сидящих спереди, ведь второй ряд тестового Nissan X-Trail имеет отдельную климатическую зону.
И это не только прерогатива нашей топовой комплектации Tekna+, как можно было бы подумать. У меня для вас отличная новость: третья климатическая зона появляется уже в комплектации Acenta, второй по счету. А вместе с ней — подогрев передних и даже задних сидений, а также руля. Более того: вместе со всем этим в Acenta будет даже электрический подогрев лобового стекла ThermaClear! То есть, уже начиная со второй комплектации из пяти (!) доступных, Nissan X-Trail прекрасно подготовлен даже к значительно более суровым холодам, чем те, которыми нас пыталась напугать прошедшая зима.
Быстро ли ThermaClear очищает стекла, ночью оказавшиеся под слоем льда? При -5 системе хватило двух минут, чтобы остатки льда уже можно было убрать взмахом дворников. И нам ни разу не пришлось «танцевать» на морозе возле стекла со скребком!
Кстати, насчет дворников. Они тоже имеют интересный нюанс, который особенно ценишь самой зимой: система омывания стекла выведена через поводки на сами дворники. То есть на капоте Nissan X-Trail вообще нет форсунок омывания. Которые, как известно, всегда пытаются «замерзнуть». А бывает так, что те форсунки еще надо отыскать под слоем снега или льда, покрывающего капот… Вывод понятен: у владельцев Nissan X-Trail — еще минус одна традиционная зимняя проблема, с которой так или иначе сталкиваются владельцы большинства других кроссоверов.
А ведь наиболее опасная проблема зимой — это резкое снижение курсовой устойчивости, наблюдаемое на скользкой поверхности. Автомобиль начинает не ехать, а скользить, причем в свободном направлении. Особенно чувствительны к этому машины с приводом только на одну ось, но страдают и полноприводные, ведь скорость срабатывания большинства традиционных систем полного привода с автоматическим подключением второй оси не всегда оказывается удовлетворительной. К тому же, есть определенные ограничения не только по скорости передачи крутящего момента на вторую ось, но и по количеству.
Обычно механические системы полного привода могут направлять на заднюю ось от 0 до 50% тяги, а система полного привода Nissan e-4FORCE — от 0 до 100%. Ибо, как вы уже знаете из наших статей, она не содержит карданного вала, кучи шестерен и сцеплений, которые имеют чисто механические ограничения своей производительности. Крутящий момент Nissan X-Trail с e-4FORCE всегда распределяется наиболее эффективным образом, будь то трогание с места на скользкой поверхности или прохождение сложного поворота на высокой скорости.
Заметим, что логику работы системы управления полным приводом можно дополнительно адаптировать под конкретный тип покрытия благодаря переключателю на консоли.
Что же касается скорости реакции e-4FORCE на действия водителя, то от нажатия на педаль акселератора до попадания нужного количества крутящего момента на колесе передней и задней оси требуется всего одна десятитысячная секунды. Ничего удивительного, ведь крутящий момент фактически приходит к колесам этого кроссовера по проводам.
Совершенство полного привода e-4FORCE еще не означает, что можно терять бдительность за рулем X-Trail зимой — в занос можно попасть на любом авто, несмотря на его техническое совершенство. Но водителю будет значительно легче и проще вернуться на определенный курс, если автомобиль среагирует на его действия быстро и четко. Так что, учитывая особенность трансмиссии этого кроссовера, довольно легко прийти к выводу, что управление Nissan X-Trail — это история не только об удовольствии, но и о дополнительной безопасности, даже зимой.
Нам остается лишь вспомнить о клиренсе, так что вспоминаем: он у полноприводного кроссовера с системой e-4FORCE немножко меньше, чем у переднеприводной модификации: 198 мм вместо 205 мм. Но это, конечно же, мелочь: почти 20 сантиметров «под килем» для обычной эксплуатации более чем достаточно. Можно с легкостью съезжать с асфальтированных дорог чтобы, например, полюбоваться зимним лесом или озером. Что мы собственно, с удовольствием неоднократно и делали.